Регистратура (взрослая): (+375) 2132 6-0740
Регистратура (детская): (+375) 2132 6-0937

19 сентября – День здоровья школьников

19 сентября – День здоровья школьников

Профилактика нарушений зрения

По данным ВОЗ на земном шаре около 300 млн человек страдают от проблем со зрением, из них 70 млн полностью слепы.

В Республике Беларусь при поступлении в школу проблемы со зрением фиксируется у 3-4% детей, при окончании школы эти цифры выше – около 40%.

Детский организм особенно чувствителен к разным агрессивным воздействиям, поэтому приобретенные нарушения в деятельности тех или иных органов у детей возникает быстрее, чем у взрослых.  Подобную особенность можно легко объяснить тем, что детский организм развивается и растет на протяжении длительного периода, большая часть которого приходится на обучение в школе. Нагрузка на зрительный аппарат высока с самого раннего детства.

Факторы способствующие, нарушениям зрения:

  • Наследственная предрасположенность – наличие близорукости или какой-либо другой патологии у родителей.
  • Избыточная масса тела.
  • Дефицит витамина А.
  • Работа, которая требует напряжения зрительного аппарата при недостаточном освещении.
  • Воздействие ультрафиолетового облучения.
  • Нарушение обмена веществ.
  • Частый и длительный просмотр телевизора.
  • Длительное сидение за компьютером.
  • Малоподвижный образ жизни.
  • Неблагоприятная экологическая обстановка.
  • Длительное сидячее положение во время работы или обучения.

Основные симптомы нарушения зрения у школьников:

  • Быстрая утомляемость.
  • Снижение успеваемости.
  • Пропуск слов при чтении.
  • Банальные ошибки при письме.

Наиболее частые формы нарушений зрений:

Близорукость (миопия): в период зрительной нагрузки происходят изменения в глазном яблоке из-за нарушения кровообращения, которые приводят к его удлинению (растяжению), в результате чего ухудшается зрение вдаль.

Дальнозоркость: врожденное состояние, которое характеризуется ухудшением остроты зрения вблизи, быстрой утомляемостью глаз, покраснением и болью, связанной со зрительной работой.

Астигматизм: выражается в снижении зрения и вдаль, и вблизи, а также снижения зрительной работоспособности, болезненных ощущениях в глазах и быстрой утомляемости при работе на близком расстоянии.

Косоглазие: вследствие нарушения работы мышц глаза. Работает один здоровый глаз, а косящий глаз бездействует, что ведет постепенно к стойкому понижению зрения.

Правила чтения:

  • Не читать лежа
  • Расстояние до книги или тетради от глаз должно примерно равняться длине предплечья, то есть от локтя до кончиков пальцев
  • Рабочее место  во время занятий должно иметь достаточно хорошее освещение
  • Свет должен падать на страницу сверху слева (для правшей), или сверху справа (для левшей)
  • Для дошкольников, младших школьников должны иметь крупный шрифт
  • Детям с плохо развитой аккомодацией и со зрительными нагрузками чрезвычайно грозит близорукость
  • Во время длительной зрительной нагрузки необходимо делать перерывы от 3 до 5 минут
  • Для разгрузки глазной мышцы рекомендуется выполнять специальные упражнения для глаз

Чтобы  предупредить нарушение детского зрения родителям стоит беречь глаза  ребенка с самого его рождения.  В раннем возрасте нужно держать игрушки на расстоянии минимум 30 см от глаз, не подвергать влиянию прямых солнечных лучей. Правильно проводить туалет глаз младенца. Избегать инфекций и беречь глаза от грязи.

После того, как малыш начнет учиться читать, ему следует обеспечить правильное освещение, а также стоит организовать рабочее место, подобрать соответствующую мебель для сохранения осанки. Ограничивать просмотр телевизора и компьютера.

НЕЛЬЗЯ! Запретите своему ребенку читать, смотреть мультики, играть в смартфоне.

Общими рекомендациями по сохранению зрения являются: сбалансированное питание, прогулки на свежем воздухе, достаточная физическая активность.

Для предупреждения развития нарушений зрения необходимо периодически посещать врача-офтальмолога.

Инструктор-валеолог

Жерносек О.Д.